Запольская Александра Игоревна,
педагог-организатор
Учреждение образования
«Брестский государственный областной
центр молодёжного творчества»
+375 (33) 638 07 85
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Профилактика асоциального поведения среди учащихся учреждений
дополнительного образования детей и молодежи
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Основными признаками асоциального поведения у детей младшего возраста является необщительность, агрессивность, непослушание, недисциплинированность, драчливость. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. Об асоциальном поведении свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.
Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннослетних – В.П.Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности».
С целью корректировки внутрисемейных кризисных ситуаций, которые влекут за собой асоциальное поведение детей, в центре молодежного творчества при Школе раннего развития «Малыш» создан семейный клуб «Гармония».
Для корректировки асоциального поведения на ранней стадии у детей от двух лет работа ведется параллельно работе со взрослыми, его окружающими – родителями, бабушками, дедушками, воспитателями. В зависимости от выявления причин асоциального поведения, в работе со взрослыми делается несколько основных акцентов: первый и самый основной – это изменение негативного отношения к ребенку на позитивное, далее изменение стиля взаимодействия с детьми. Самое важное – создание для ребенка условий жизни, в которых бы ему демонстрировались миролюбивые отношения между людьми, отсутствовали негативные примеры асоциального поведения в семье.
Деятельность семейного клуба «Гармония» включает три основных направлениями:
- информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ШРР «Малыш» и документацией, регламентирующей деятельность ШРР «Малыш»; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
- организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс ШРР «Малыш»; участие в работе педагогического совета, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
- организационно-педагогическое (осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ШРР «Малыш»).
- Поэтому основные задачи клуба это:
- расширить представление детей и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
- реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
- разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
- создать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
- использовать различные формы сотрудничества с родителями.
- вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
- создание благоприятных условий для совместной деятельности с родителями.
В семье каждый ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят.
Любовь, внимание и забота близких создают чувство защищенности.
В профилактической работе с родителями детей от 2 до 3 лет делается упор на комплексный подход:
- игры и упражнения;
- мини-беседы, лекции;
- релаксационные и динамические паузы;
- музыкально-танцевальные этюды;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- подвижные игры, дидактические игры;
- художественно-творческая деятельность;
- элементы арттерапии, сказкотерапии;
- элементы тренинга;
- круглые столы;
- дискуссии.
- песочная терапия
С детьми младшего возраста более приемлемым методом профилактики является «Сказкотерапия». Это, безусловно, наиболее действенный детский метод, потому что он обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, прививаем доброе отношение к окружающему миру, лечим душу, даём знания о законах жизни и методах проявления творческой силы, потенциала и смекалки. Актуальность данного метода связана с тем, что на сегодняшний день стали неоправдано забывать наиболее эффективные и проверенные методы воспитания детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенчнские стереотипы будущих членов взрослого общества.
В связи с этим игнорирование такого способа профилактики асоциального поведения является если не ошибкой, то очень серьёзным упущением со стороны родителей и воспитателей.
Семейный клуб «Гармония» делает максимальный упор на возобновление семейно – родительских отношений, возрождения семейных традиций и профилактику асоциального поведения.
Библиография:
- Сайт http://www.maam.ru/ профилактика асоциального поведения у детей дошкольного возраста
- Сайт http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/behavioral
- Сайт https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/192830
- Сайт https://nsportal.ru/user/341641/page/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-shkole-korrektsiya-agressivnogo-povedeniya
Колесник Лилия Владиславовна
заведующая отдела творческого развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста
учреждения образования
«Брестский государственный областной
центр молодежного творчества»
+375 29 228 65 77, 016 41 24 37
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Профилактика асоциального поведения
в школе раннего развития «Малыш»
Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему ребенок, изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Значительное влияние на его формирование оказывает то, что дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу, в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. И взрослея, он повторяет усвоенный тип поведения.
Я считаю, что среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).
Проявления неадекватного поведения у детей могут протекать по-разному. Они могут быть несдержанными, агрессивными, дерзкими, жадными, могут говорить неправду, не реагировать на замечания взрослых. И чем больше проблем возникает в работе с таким воспитанником, тем большего внимания он требует. Ведь в результате хуже чувствует себя сам ребенок.
Дошкольник, который имеет асоциальное поведение, в целом может быть нормально развитым: и интеллектуально, и физически. Он может с удовольствием считать на занятиях по математике, любить и уметь рисовать, лучше всех пересказывает сказки. Он может быть любознательным, умным, многое уметь делать. Настоящие проблемы возникают у такого ребенка, когда он вступает в отношения с людьми, которые его окружают.
Посещая занятия в школе раннего развития «Малыш», ребенок попадает в социальную среду. Отношения, возникающие в ней, регулируются существующими моральными нормами. Дети их усваивают как правила поведения.
В возрасте пяти-шести лет ребенок не задумываясь скажет, что взрослых надо уважать, что драться - плохо, что нельзя обманывать, надо делиться, помогать младшим. Однако между правилами и реальным поведением ребенка – большое расстояние. Чтобы его преодолеть, недостаточно знать нравственные нормы. Необходимо их принять, почувствовать, осознать значение и ценность соблюдения правил для самого ребенка и для окружающих.
Воспитание адекватного поведения у детей – сложный процесс, который требует кропотливой ежедневной работы родителей и педагогов. Для того, чтобы устранить проблему асоциального поведения, прежде всего, нужно определить степень неадекватности, причины такого поведения, и найти правильный метод коррекции.
Программа школы раннего развития «Малыш» предусматривает целенаправленную работу по профилактике асоциального поведения детей дошкольного возраста. Работа педагогов направлена на решение следующих задач:
- формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять;
- закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения;
- вырабатывание навыков адекватного поведения;
- обучение ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния;
- развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения в школе раннего развития «Малыш» основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы на занятиях, праздниках используются:
- коммуникативные и подвижные игры;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- ритмические игры со словами;
- музицирование и танцы;
- чтение и обсуждение сказок.
На занятиях педагоги используют элементы сказкотерапии, что помогает детям сформировать такие понятия, как «добро» и «зло», раскрывает их творческий потенциал, учит правильно оценивать свои и чужие поступки.
Сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Ребенок запросто отождествляет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что он понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает ребенка. Благодаря этому он усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и занятий дошкольники нуждаются в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле просматриваемых по телевизору передач и фильмов. Для этого проводятся консультации, беседы с родителями учащихся школы раннего развития «Малыш» «Профилактика и коррекция детской лживости», «Воровство в детском возрасте» и т.д.
Ожидаемыми результатами посещения школы раннего развития «Малыш» будет развитие в детях отрицательного отношения к асоциальному поведению, формирование у них отрицательного отношения к вредным привычкам, укрепление физических и психологических сил детей.
Важнейшим условием при организации коррекционной работы является преодоление родительских и педагогических ограничений и приобретение нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, переосмысливания их роли и позиции по отношению к детям.
Литература
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – С.-Пб. : Питер, 2008. – 400 с.
- Менделевич, В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2006. – 288 с.
- Рассел, Дж. Девиантное поведение. – М.: Евразия, 2012. – 94 с.